Таинства как форма жизни Церкви близка, наверно, каждому православному христианину. Так если догмат о Троице или даже Символ Веры переживается в практике духовной жизни не каждым, то таинства, например исповеди, являются живыми, реальными, трепетными. И попытка формализации, превращение живого таинства в «понятие», классификация, табуляция, и калькуляция его конечно приводит к противному православной традиции рационализму, скорее заимствованному у католиков, нежели произведшемуся из недр православия. Поэтому читая св. отцов находишь порой кажущимися противоречивыми высказывания относительно таинств. И вызвано это вовсе не противоречивостью их восприятия таинств, а многогранностью их духовного опыта жизни в таинстве. Так тень от предмета с разных сторон будет разная, но предмет – то тот же. Словесная формулировка сути таинства и является тенью. Поэтому на практике мы имеем ситуацию, которую некий негде описал так: «Трагическим изъяном в историческом Православии, оказались не только неполнота, а я не побоюсь сказать, отсутствие богословия таинств, сведение его к западным схемам и категориям мысли" [1]. А . «Св. Ириней вместе с другими отцами, не выделяет таинств из области "остальных действований Духа" в Церкви. А без этого выделения, – без поставления их во взаимную связь и без анализа общих всем им свойств, – невозможна никакая формальная деятельность по части образования общего понятия "таинство" и установления, соответствующего этому понятию термина» [2].
Действительно, духовному опыту св. Духом открывается видение духовной жизни Церкви ярко и несмесно, ну а если этого опыта нет? Тогда организующим фактором могут являться формулировки терминами доступными житейскому опыту: «Православие (одинаково с католичеством) содержит седьмеричное число таинств (крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак, елеосвящение). Это учение, в новейшее время получившее силу догматического предания в Церкви, оформилось лишь начиная с XII в., сначала на западе, потом на востоке» [3]
«Семь таинств в своей совокупности освящают жизнь человека … и обеспечивают ей благодатную полноту.
1. Крещение есть духовное рождение, в котором силою облечения во Христа умирает природный человек с присущим ему первородным грехом и рождается новый.» (там же)
2. «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни.
3. Причащение (или Евхаристия) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни.
4. Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.
5. Священство есть Таинство,
в котором правильно избранного кандидата Святой Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.
6. Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей
7. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни» [4].
Рассматривая каждый из этих «пунктов» в их живой реализации в церкви, приходится признать, что жизнь состоит из исключений. Это делается понятным если увидеть Таинство в динамике, не имеющим ни пространственного начала ни временного конца. «Важно помнить, … когда мы встречаем слово «тайна» в святоотеческих творениях, и не придавать термину «таинство» того специального значения, которое он приобрел в позднейшем католическом и православном богословии. Существует особая причина, чтобы никогда не забывать этот более широкий смысл слова «тайна»: таким образом подчеркивается сущностная связь между Таинствами и Воплощением. Все Таинства имеют своим источником и основанием Воплощение Христа. «Таинственные» действия Церкви суть не что иное, как живое продолжение и непрестанное распространение Воплощения во времени и пространстве. Именно таинства обеспечивают постоянное и динамичное присутствие Воплощенного Христа среди народа Божия. Говоря словами св. Льва Великого, «Тот, Кто был видим как наш искупитель, ныне сокрылся в таинствах» [5]. И хочется добавить, это присутствие Христа в виду своей неформальности во всякий момент конкретизируется индивидуальностью восходящего в Таинство.
«новокрещенный восходит "в тайну спасения и новой жизни, хотя и совершенную единожды, но даруемую нам "всегда, ныне и присно"[6].
Иисус Христос не передавал основанной им Церкви какое-то определенное количество таинств; Он послал ей Утешителя, благодатные дары Которого многочисленны и разнообразны. Соответственно их актуализация происходит во всем многообразии священнодействий, реализующих жизнь Церкви как тайны и как таинства. Для архимандрита Иустина "Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом нет числа святым таинствам в Церкви Христовой, в этой, объемлющей небо и землю великой и святой тайне
Богочеловека. В ней и каждое "Господи, помилуй" есть святое таинство, и каждая покаянная слеза, и каждый молитвенный вздох и вопль о грехах" [7].
Следует учитывать также и тот факт, что в церковной практике могут иметь место случаи, когда даже таинства (а не только обряды), причем совершенные с соблюдением всех требований и предписаний, по "степени" благодатности, окажутся, так сказать, на нулевом уровне. О таких случаях имеется целый ряд известных святоотеческих высказываний. "Должно, думаю, – пишет св. Григорий Нисский, обращать внимание и на то, что оставляют в небрежении многие из приступающих к благодати крещения, самих себя вводя в обман и почитаясь только возрожденными, а не действительно такими делаясь. ... Если баня (крещения) послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот, – напротив того, жизнь после тайнодействия сходна с жизнью до тайнодействия, то, хотя смело будет сказать, однако же скажу и не откажусь, что для таких вода остается водой, потому что в рожденном нимало не оказывается дара Святого Духа..." [8]. Не менее строг в своих предостережениях, обращенных к крещаемому, и св. Кирилл Иерусалимский. "Если ты останешься в злом произволении своем, – пишет он, – то проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет" [9]. Бог "испытывает душу и не повергает бисера пред свиньями, – замечает он в другом месте. – Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя" [10]. От Симеона Н. Богослова слышим слово обращенное к совершающим священнодействие: «Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам — просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту [12].
Таким образом, Церковь не "раз и навсегда", а "каждый раз, как совершается ... священнодействие, свидетельствует о нем как о таинстве. Таинства установлены Церковью, и таинства каждый раз, как они совершаются, устанавливаются ею" [11].
В этом Торжество Православия! Победа Жизни! И всякий кто захочет умертвить Его – погибнет.
Ссылки
1. Шмеман А., прот. Евхаристия. П., 1984. С. 304
2. Катанский А. Л. Догматическое учение о семи таинствах. СПб., 1877. С. 127-128
3. прот.С.Булгаков Православие. Очерки учения православной церкви.
4. Святитель Филарет (Дроздов) Пространный христианский Катехизис
5. «Святоотеческие основания православного учения о Таинствах». Доклад митрополита Диоклийского Каллиста на Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». 13 ноября 2007 г.
6. Прот. А. Шмеман. Пит соч. С. 278.
7. Иустин (Попович), архим. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997. С. 72.
8. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40.
9. . Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные поучения. М., 1900. С. 4.
10. Там же. С. 291
11. Н. Афанасьев, прот. Таинства и тайнодействия // "Православная мысль". П., 1951. Вып. VIII. С. 25.
12. Прп. Симеона Н.Богослова "Посдание об исповеди" Перевод игумена Илариона (Алфеева)